Теплоходы типа "ОМ" в современном флоте
Пассажирские теплоходы типа "ОМ" - значимая веха в истории российского кораблестроения. Проект 623, с которого начался славный путь "Омиков" по акваториям бывших союзных республик и некоторых европейских государств, был утвержден 4 октября 1951 года. Не прошло и года, как Московский судостроительный завод выпустил головное судно проекта с серийным номером 301, впоследствии названое "Волго-Дон", а в апреле 2003 года переименованное в "Князь Рюрик" (в настоящее время не эксплуатируется). За весь период строительства теплоходов типа "ОМ", кроме 623, было утверждено еще 5-ть проектов - 780, 935, 950, 1570, 1630, а также заводские спецификации проектов 623 и 780 (623/252 - выпускались на судоверфи "Эдгар Андре" в г. Магдебурге, ГДР и 780-3 - на ССРЗ им. Коминтерна в г. Херсоне, Украина).
Общее описание теплоходов серии "ОМ"
Согласно проектной документации теплоходы "ОМ" - двухпалубные с пассажирским салоном на главной палубе и верхним ярусом надстройки, который в зависимости от проекта может представлять собой крытую или полностью открытую площадку. Поскольку "Омики" предназначались для перевозки пассажиров на внутригородских и междугородних направлениях, в основном салоне были установлены ряды мягких или твердых сидений.
Все теплоходы этого типа относятся к классу "О2.0" Речного Регистра, что подразумевает их эксплуатацию на реках, озерах и водохранилищах с высотой волн до 2 метров.
Технические характеристики теплоходов типа "ОМ":
- Места постройки: Московский судостроительный и судоремонтный завод, Октябрьский судостроительный и судоремонтный завод им. 40-годовщины октября, Нижегородская (Горьковская) обл., Херсонский судостроительно-судоремонтный завод (Украина), Судоверфь "Эдгар Андре" (г. Магдебург, ГДР)
- Года постройки: 1952-1970
- Ширина, м: 7,05 - 7,12
- Длина, м: 42,57 - 44,9
- Высота борта, м: 2,5
- Водоизмещение, т: 180 - 200,5 (в грузу), 153,8 - 170,5 (порожнем)
- Осадка, м: 1,47 - 1,56 (в грузу), 1,33 - 1,41 (порожнем)
- Пассажировместимость: 166 - 277 человек.
"Омики" на службе современного банкетно-прогулочного флота
Если учесть, что крайнее судно типа "ОМ" построили в 1970 году, их можно по праву считать долгожителями. Даже сегодня на Москве-реке встречается много таких теплоходов.
Учитывая, что весь столичный флот подвергался реконструкции и перестраивался в нем уже нет представителей семейства "ОМ", полностью соответствующих первоначальным проектным характеристикам. Так, например, главная палуба из пассажирского салона, как правило, переоборудована в банкетный зал, где установлена соответствующая мебель, а часть служебных помещений убрана для того чтобы можно было оборудовать камбуз и зону повышенного комфорта.
Теплоходы типа "ОМ" на сайте судоходной компании "Арго Трэвел"