Теплоходы типа "Ракета"
Сегодня расскажем еще об одном удачном, серийном проекте речных пассажирских судов на подводных крыльях, которые строились по проектам 340, 340Э, 340МЕ с 1957 по 1970 год.
Как всегда, начнем с краткого экскурса в историю. Разработчиком эффектного проекта стало Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях, которое функционирует до сих пор и носит имя доктора технических наук Ростислава Евгеньевича Алексеева. На момент создания проекта «Ракеты», он являлся главой конструкторского бюро и впоследствии не только инициировал несколько ходовых испытаний, но и принимал в них самое активное участие.
Пилотное судно проекта под названием «Ракета-1», с разработчиками, конструкторами и другими известными людьми на борту, прибыло в Москву 25 августа 1957 года. Управлял судном - Р.Е. Алексеев. Это стало значимым событием проходившего в тот день Международного Фестиваля молодежи и студентов.
Благодаря особой, обтекаемой форме корпуса, "Ракету" невозможно спутать ни с одним другим проектом. Даже после завершения эксплуатации, они не утилизировались, а переделывались под кафе, рестораны, музеи, украшая собой парки и набережные российских городов.
Еще одной особенностью легендарного проекта, являются хорошие скоростные характеристики. Средняя скорость пассажирской «Ракеты» - 60-65 км/час, но в некоторых случаях может достигать и 70 км/час. Эта особенность позволила эффективно эксплуатировать их, как на внутригородских, так и на пригородных маршрутах. До 2006 года «Ракетами» активно обслуживались прогулки по Москве-реке и по Подмосковью от Северного речного вокзала до Черной Речки, Аксаково, Пирогово и других населенных пунктов.
Кроме пассажирской, у теплоходов на воздушных крыльях имелись и другие модификации, в частности, пожарная.